Разрушительные паводки в Западной Украине, масштабные пожары в Чернобыльской зоне и в Луганской области – несмотря на то, что эти регионы традиционно находятся в зоне наибольшего риска стихийных бедствий — стали традиционно «неожиданными» для правительства и местных чиновников. И хоть эти события уже достаточно освещены СМИ и экспертами, все же некоторые вопросы до сих пор требуют ответа. Является ли достаточной государственная помощь пострадавшим гражданам, благодаря которой они имели бы возможность вернуться к полноценной жизни? И является ли удовлетворительным превентивный «инструментарий» власти, применение которого могло бы существенно уменьшить разрушительные последствия стихии?
Дешевые подачки – «провинции»
У многих украинцев еще свежа в памяти страшная трагедия на столичных Позняках, когда обрушился жилой дом от вероятного взрыва газа. Тогда бывшие жители 40 квартир фактически остались без крыши над головой. И уже вскоре президент Украины Владимир Зеленский – перед телекамерами – вручил двенадцати пострадавшим семьям ключи и сертификаты от новых квартир. Остальные жители должны получить жилье от государства в ближайшее время. К тому же мэр Киева Виталий Кличко пообещал выделить каждой пострадавшей семье от столичных властей по 100 тысяч гривен материальной помощи. Плюс – пострадавшие киевляне получили средства от мэрии и одного из благотворительных фондов на расходы, связанные с восстановлением документов.
Не беда, что позже некоторые жители не смогли попасть в новое жилье – поскольку дома еще строятся. Так же не беда, что в этих квартирах – голые стены. Ведь президент пообещал пострадавшим, что государство оплатит ремонт. И люди готовы подождать, ведь они получили от государства равноценные квартиры.
Однако эта «идиллия» быстро испаряется, если перенесемся в Западную Украину, в Луганскую область. В этих регионах гражданам, дома и приусадебные участки которых были полностью разрушены масштабными паводками или пожарами, правительство выделило всего по 300 тысяч гривен! Вот просто интересно: на какой планете живут наши чиновники? Осознают ли они, что на эти деньги невозможно построить полноценный дом?! А тем более – купить более-менее приличное жилье вместе с участком для огорода?
Ведь жители этих депрессивных регионов – да еще и во время пандемии коронавируса – как раз и выживают благодаря приусадебному хозяйству, благодаря овощам и фруктам с собственного огорода?! В то же время власти уже сегодня (когда карантин еще не отменен) собираются возвращать полумиллионные зарплаты членам различных Наблюдательных советов госпредприятий – оказывается, на 47 тысяч гривен в месяц невозможно прожить в Украине, это – мизерные деньги за «героический» труд в до сих пор пронизанных коррупцией и неэффективных публичных структурах!
И возможно ли, например, осуществить капитальный ремонт поврежденного водой или огнем дома за 50 тысяч гривен, которые выделило из «барского плеча» пострадавшим правительство? Или когда-нибудь интересовались элементарно топ-чиновники ценами на строительные материалы и работы – тем более, что многие из них на «зарплату госслужащего» строят дворцы в Конче-Заспе, Козине или иных «царских селах»? Ведь на такую государственную «помощь» разве что на собачью будку и хватит… Вместо этого, любое цивилизованное государство – будь то США, Япония – полностью обеспечивает своих граждан, пострадавших от природных катаклизмов. В этих странах не бывает такого, чтобы вместо полноценного и комфортного жилья людей поселяли в «сарай», где нет газа, отопления и горячей воды! Да и национальная страховая система в развитых странах эффективно работает – в отличие от отечественных реалий.
К сожалению, в то время, когда украинские «верховные» политики и чиновники буквально «говорят» со всех телеэкранов о том, что нужно «сшивать страну», полноценно интегрировать все украинские регионы в единое государство, на практике имеем циничные двойные стандарты. С одной стороны, государство полностью обеспечивает квартирами жителей «элитного» Киева (и слава Богу, достойная поддержка граждан в трагических ситуациях должна быть нормой!). С другой же стороны – для жителей украинской «глубинки» якобы достаточно будет и помощи по «остаточному» принципу: пусть будут рады той подачке, на которую можно построить разве что полдома или «капитально» отремонтировать лишь четверть обгоревшего дома! И это при том, что по отечественному законодательству (прежде всего в соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины), граждане могут рассчитывать едва ли не на абсолютную поддержку государства при форс-мажорных обстоятельствах!
Кстати, не потому ли происходит такая циничная дискриминация по региональному принципу, потому что на носу – местные выборы мэра и депутатов в столице, где власть имеет хотя бы какие-то электоральные шансы? Следовательно, и пострадавших от обвала дома киевлян нельзя не задабривать, выделяя им за государственный счет новые квартиры! А если бы не было выборов – не было бы и скрытого электорального подкупа? Зато в Галичине, Закарпатье, Луганской обл. избирательные рейтинги власти — невысокие. Поэтому местных жителей стоит и дальше держать на голодном социальном пайке? А пострадавшие от наводнений или пожаров могут и на улице пожить, пока лето на улице?!
При этом ведущие украинские политики – почти всех «формаций» — не гнушаются даже тем, чтобы цинично не пропиариться на человеческих трагедиях: они быстро прибывают в зону бедствия, «щедро» вручая пострадавшим «на камеру» то продуктовые наборы с логотипом партии, то электрогенератор. И это – вместо того, чтобы помочь им с новыми домами вместо разрушенных!
Кстати, чего греха таить – похожую ситуацию имеем и с обеспечением жильем и прочей государственной «поддержкой» внутренне перемещенных лиц, которые в свое время сделали свой сознательный выбор в пользу Украины. Несмотря на то, что существует (преимущественно на бумаге!) целая государственная Стратегия интеграции внутренне перемещенных лиц до 2020 года, которая, в частности, предусматривает обеспечение граждан жильем, по факту его получили от государства единицы! Традиционно в бюджетах всех уровней – нет денег. Возможность же получить и самостоятельно уплатить кредит на приобретение собственного жилья по программе «Доступное жилье» есть у весьма ограниченного числа ВПЛ. О самой же бюрократической процедуре для доступа к финансированию, будто намеренно усложненную чиновниками, и говорить нечего!
В то же время, по информации нашей Ассоциации, жилищные условия в местах компактного проживания «переселенцев» по большей части так и остаются неудовлетворительными — немало жилых блоков требуют капитального ремонта. Тысячи наших граждан живут словно в сараях — без элементарных коммунальных «благ».
При этом срок эксплуатации помещений в некоторых транзитных городках уже давно закончился! В то же время социологи акцентируют на том, что недостаточный уровень доступа ВПЛ к качественному жилью имеет непосредственное влияние на то, что немало «переселенцев» вынуждены возвращаться на временно оккупированные территории! Вот так действующая власть «сшивает» страну, прячась за пустые лозунги о децентрализации! Ведь, чем дальше от столицы находится регион, тем более депрессивные там условия жизни граждан и тем меньше любая помощь из «центра»!
Предотвращать или дальше игнорировать?
Готовность (а точнее – неготовность) центральной и местной власти к чрезвычайным ситуациям – вроде масштабных наводнений в Западной Украине и лесных пожаров в Луганской области – отдельная широкая тема. И важнейшим в этом контексте является вопрос: можно ли было хоть как-то смягчить печальные последствия природных катаклизмов в местностях, которые традиционно находятся в зоне экологического риска? На мой взгляд, следует акцентировать внимание на следующих позициях.
Во-первых, власть на всех уровнях практически не работает в режиме предотвращения и предупреждения — для минимизации разрушительного влияния горных наводнений в самых опасных районах. По сути, государственные программы противопаводковой защиты бассейнов рек, которые были приняты после масштабных наводнений 2008 годов, практически власть имущими не выполнялись! В государственных кабинетах напрочь отсутствуют детальные планы реагирования на возможные природные катаклизмы. Как правило, чиновники «по факту» выезжают на места трагедий и пытаются «латать» устаревшую инфраструктуру, которая уже и так разваливается на глазах!
Во-вторых, удары стихии по селам, городам и инфраструктуре не были бы такими сокрушительными, если бы государство ликвидировало незаконную вырубку лесов в Карпатах (а особенно — запретило сплошные вырубки на больших площадях). Худшее же, что к ней, по разным данным, причастны сами лесничества и местные власти. Если же лесные массивы сохраняются в естественном состоянии, то масштабы селевых потоков и водной эрозии – на порядки ниже. Но имеем масштабное разрушение жилищ украинцев, мостов и других сооружений, а хуже всего – человеческие жертвы.
В-третьих, к масштабному распространению стихии так же привели и другие важные факторы, о которых власть предпочитает не вспоминать, – совершенно неоправданная экономия бюджетных и инфраструктурных ресурсов, а особенно – коррупция на всех уровнях. В частности, речь идет о неудовлетворительном состоянии и низкой плотности лесных дорог, которые в случае аномальных ливней превращаются в сплошные потоки. Но в горных местностях Европейского Союза (Австрия, Швейцария, Италия) построена плотная сеть качественных дорог с высоконадежными дренажными системами.
В-четвертых, среди других причин интенсивности паводков в Карпатах экологи называют несанкционированный и безнаказанный отбор гравия из горных рек, неукрепленные и кое-где размытые берега, плотную застройку в защитных зонах.
А особенно негативные последствия от водной стихии усиливаются при отсутствии современной защитной инфраструктуры – речь идет, прежде всего, о нехватке водозадерживающих емкостей в бассейнах карпатских рек. Дает о себе знать и устаревшее техническое оснащение системы гидрометеорологических наблюдений в Украине, что существенно снижает уровень прогнозируемости наводнений, паводков и подтопления.
В-пятых, что касается масштабных лесных пожаров в Новоайдарском районе Луганщины, то их стремительное распространение стало возможным, в частности, из-за отсутствия молниеносного противодействия возгоранию со стороны местной власти.
Как свидетельствуют активисты Луганщины и очевидцы трагедии, так и не были оперативно задействованы две пожарные станции Лисичанска мощностью 150 литров в секунду, а Новоайдаровская станция и вообще оказалась нерабочей! И непоправимые последствия с выгоранием десятков частных домов и дач и человеческими жертвами могли бы быть минимизированы в разы, если бы сразу включился в противодействие огню единый центр координации между подразделениями гражданской защиты, пожарной охраны, полиции, лесничества и другими.
По данным нашей Ассоциации, в первые дни стихийного бедствия такой оперативной координации не было! Более того: почему в Луганской областной военно-гражданской администрации до сих пор не создана межведомственная группа координации при пожарах? Никакой логике это не поддается! Ведь разве местным чиновникам не известно, что степная Луганщина – это место повышенной пожарной опасности?! И еще можно было бы как-то пережить бездействие региональной власти в других сферах – однако здесь на кону стоят частная собственность и жизнь граждан!
Стихийные бедствия: три подсказки для правительства
Чтобы эффективно предотвращать разрушительное воздействие природных и других катаклизмов на социум и инфраструктуру, власти должны уже сегодня пересмотреть свою политику в этой сфере, применив, как минимум, следующие алгоритмы:
— необходимо разработать — с участием ведущих отечественных и зарубежных экспертов — комплексную Государственную программу предотвращения и противодействия стихийным бедствиям, построенную в том числе на принципах Директивы ЕС № 2007/60 «Об оценке управления рисками затопления» (т. н. Паводковая директива), которая предполагает интегрированную бассейновую модель управления водными ресурсами и паводками. Программа должна содержать пошаговые планы по строительству разветвленной сети горных дорог с качественным покрытием; государственных и местных мероприятий по берегоукреплению; сохранению лесных массивов.
А также — относительно постепенного перехода от пассивной противопаводковой защиты к активной фазе, которая предусматривает комплексное строительство противопаводковых емкостей на горных и равнинных участках рек, польдеров и водохранилищ; современной системы прогнозирования паводков (на основе искусственного интеллекта и больших данных) и тому подобное. На региональном уровне — в ареалах повышенного паводкового или пожарного риска — при каждой областной администрации должны быть созданы межведомственные центры координации при стихийных бедствиях, которые практически мгновенно должны «включаться» в противодействие. В центральном и местных бюджетах должны быть предусмотрены постоянные и достаточные средства на реализацию Госпрограммы по предотвращению природным катаклизмам;
— необходимо обеспечить – законодательно, бюджетно и институционально – равный доступ всех пострадавших от стихийного бедствия граждан к полноценной государственной помощи. В случае разрушения домов, квартир украинцев, они должны быть обеспечены за счет государства (из специального фонда противодействия природным катастрофам) равноценным жильем – независимо от места и региона проживания! Для этого, в частности, должна быть внедрена государственная страховая программа с соответствующим фондом, которая охватывает всех граждан, проживающих на территориях повышенного риска;
— наконец, перейти от пустых властных разговоров об обеспечении жильем внутренне перемещенных лиц к реальным делам, необходимо создать максимально лишенную бюрократии ипотечную программу для переселенцев, по которой государство взяло бы на себя львиную долю компенсации не только процентов, но и тела кредита.
Филиалы этой программы должны действовать в каждом областном центре. Возможен также и другой алгоритм, когда государство выплачивает полноценные компенсации ВПЛ за разрушенное или оставленное жилье на неподконтрольной территории. За счет этих средств переселенцы могли бы самостоятельно выплачивать ипотеку на приобретение нового жилья. В свою очередь это дало бы положительный импульс строительной и другим отраслям производства, принесло бы дополнительные поступления в государственный и местные бюджеты.
Олег Титамир
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.