17 марта в 23:00 метрополитен Киева во второй за свою историю полностью остановил работу. Впервые это произошло 18 февраля 2014 года — в день расстрелов на Майдане. И сейчас — в период пандемии коронавируса.
В Минздраве объясняют: «чрезвычайно тесные контакты между пассажирами» в часы пик увеличивают риск заражения коронавирусом. Метро предварительно будет закрыто до конца карантина 3 апреля.
Меняются правила перевозок и наземного пассажирского транспорта – в машрутках и такси разрешается перевозить до 10 человек, и до 20 человек в троллейбусах, автобусах и вагонах трамваев. Ездить в общественном транспорте теперь можно будет только в масках.
Пересидеть карантин дома и работать удаленно могут не все. Есть компании и предприятия, которые, несмотря на всеукраинский карантин и пандемию, должны обеспечивать бесперебойную работу. Среди них продуктовые фабрики, заводы, магазины, предприятия критической инфраструктуры.
LIGA.net выясняла, как украинцы, которые не могут перейти на дистанционную работу, будут добираться на работу и обратно, и что для этого делают работодатели.
Критическая инфраструктура: развозка по графику
Работники критической инфраструктуры обычно трудятся в режиме 24/7, но в период карантина им пришлось перестроить свой график, одна часть персонала работают на удаленке, другая — приезжает на работу на служебном транспорте.
В компании-диспетчере украинской энергосистемы НЭК «Укрэнерго» уже с 17 марта организовывают развозку сотрудников, сообщили LIGA.net в ее пресс-службе. Салоны машин обрабатываются специальными дезинфицирующими средствами, а водители работают в защитных масках и перчатках.
Региональная газовая компания (РГК), которая управляет крупнейшей сетью распределительных газовых сетей в стране, перевела всех сотрудников на дистанционную работу из дома. В штатном режиме будут работать только аварийные службы, они могут воспользоваться служебным транспортом, рассказывают в пресс-службе РГК.
Киевводоканал с 18 марта готов организовывать перевозку сотрудников к месту работы и обратно, правда, только в пределах Киева. Для этого разработаны графики и маршруты, рассказали в пресс-службе компании. «Водоснабжение и водоотведение будут обеспечены в полном объеме. Питьевая вода у киевлян будет круглосуточно», — уверяют в Киевводоканале.
Табачаные фабрики, гипермаркеты и заводы напитков
Для киевской табачной компании Imperial Tobacco Ukraine организация корпоративных автобусов – обычная практика. 17 марта часть развозок решили сократить и перевести всех сотрудников офиса на удаленную работу, рассказала LIGA.net Анна Добрынец, директор департамента управления персоналом и административных вопросов Imperial Tobacco Ukraine
Для тех, кто трудится непосредственно на фабрике, автобусы останутся по маршрутам. Они ходят с массивов Харьковский, Троещина, Виноградарь, Оболонь и Белая Церковь. По словам Добрынец, машины ежедневно проходят дезинфекцию.
Для офисных сотрудников в случае необходимости есть опция корпоративного такси.

Похожей стратегии придерживается другая табачная компания «Филип Моррис Украина», которая владеет фабрикой в Харькове. Большинство ее сотрудников сейчас работают из дома, а те, чье присутствие крайне необходимо на рабочем месте, будут пользоваться услугами корпоративных автобусов.
«Мы поощряем сотрудников подвозить своих коллег на работу, сплоченность и взаимопомощь чрезвычайно важны в сложившейся ситуации. В случае, если ни одна из опций не подходит сотруднику, компания будет компенсировать затраты на такси», — рассказал Игорь Крошко, заместитель гендиректора Филип Моррис Украина»
Фармацевтическая компания Фармак для обеспечения бесперебойной работы предприятия разработала маршрут и график централизованной развозки сотрудников. «Во внутреннем портале создали группу «Развозка», чтобы помочь спланировать свои перемещения на работу и с работы в формате car sharing», — объяснили в пресс-службе Фармак.
Эпицентр предлагает трансфер для сотрудников своего офиса, сообщили в пресс-службе компании. По их заявкам сформируют маршруты и выделят легковые авто из собственного автопарка. О том, как будут добираться на работу сотрудники магазинов, расположенных вдалеке от центрального офиса, в пресс-службе не уточнили.

В компании Coca-Cola не смогли ответить на вопрос LIGA.net, так как на момент запроса решение о том, как доставлять сотрудников завода на работу в Бровары, принято не было.
Carlsberg Ukraine и PepsiCo на запрос LIGA.net к моменту выхода материала не ответили.
Металлургические компании Ахметова и Пинчука
Горно-металлургическая компания Рината Ахметова Метинвест организовывала служебные развозки в регионах еще до введения карантина. Но если общественный транспорт там полностью остановят, компания готова организовать дополнительные трансферы, сообщили LIGA.net в пресс-службе Метинвеста.
Трубно-колесная компания Интерпайп Витктора Пинчука тоже давно использует корпоративный транспорт для подвозки сотрудников на производственные активы из Днепра, Никополя, Новомосковска и Днепропетровской области.
В пресс-службе отмечают, что на их транспорт не распространяется ограничения по количеству человек в салоне и передвижению между городами, так как Интерпайп — непрерывно работающее производство.
«Если запретят корпоративную развозку, наши заводы остановятся», — сказали LIGA.net в пресс-службе Интерпайп.
В компании уверяют, что они обеспечивают безопасный проезд — ежедневно протирают поверхности в автобусах дезинфицирующими средствами; в автобусах действует электронная система контроля проезда, поэтому контакт с денежными купюрами исключен. В ближайшее время планируют проверять температуру тела пассажиров.
Банки и взаимовыручка
Сотрудники ОТП Банк запустили внутрибанковскую инициативу о совместных поездках на работу, говорят в пресс-службе финучреждения.
Так, например, коллеги, имеющие автомобиль и желание помочь, могут подвезти тех, кто обычно пользуются общественным транспортом.
В Приватбанке на запрос LIGA.net пока не ответили.
А что с маршрутками?
Маршрутчики сократили выход транспорта на маршруты в два раза, сообщил LIGA.net владелец одного из киевских маршрутных перевозчиков на правах анонимности.
С 18 марта, после закрытия метро, операторы будут реагировать на ситуацию и выводить нужное количество транспортных средств на маршруты. Особенно это касается маршрутов с повышенным спросом — прежде всего дублирующие движение вдоль веток метрополитена.
Перевозчики также усилили меры по дезинфекции транспортных средств — ежедневная обработка салона хлорным раствором, водителям выдаются маски и перчатки.
Будут ли маршрутчики выполнять ограничения на перевозку до 10 пассажиров в одном автобусе? собеседник LIGA.net отмечает, что скорее всего «никто не сможет обеспечить физически». К тому же, такие рейсы будут нерентабельными, а о компенсациях таких перевозок со стороны КГГА на сегодня речи не идет.
Цены на проезд менять не планируют, говорит собеседник LIGA.net.
Еще по теме