
Коронавирус опустошает супермаркеты мира. В супермаркетах Австралии, Англии, США, Японии, Польши, Нидерландов, Франции появились пустые полки — уже неделю в порыве паники, вызванной коронавирусом, жители городов, где выявлено заболевание, решили запастись товарами первой необходимости.
Фото пустых полок магазинов опубликовали BBC и The Telegraph, CNBC и Businessinsider.
По информации зарубежных СМИ, самыми дефицитными позициями оказались дезинфицирующие средства для рук, туалетная бумага, макароны и консервы. В отдельных сетях даже приняли решение ограничить их продажу в расчете на одного покупателя.
В Украину потребительская паника добралась несколько дней назад — после объявления карантина на три недели. Социальные сети украинских пользователей запестрили фотографиями переполненных тележек и полупустых полок магазинов. И так же внезапно пошла на спад.
Читайте также: Алкотестеры и дезинфекция паром. Бизнес уже борется с коронавирусом. Истории и кейсы
LIGA.net разбиралась, действительно ли в Украине вырос спрос на продукты и антисептики, какие позиции действительно в дефиците и как с ним будут справляться ритейлеры. Спойлер — таких немного.
Гречка, макароны, сахар
После объявления карантина украинские покупатели спешно взялись пополнять домашние запасы. По словам коммерческого директора Метро Кэш энд Кэри Украина Елены Вдовиченко, в магазинах сети наблюдался повышенный спрос на продовольственные товары длительного хранения — крупы, консервы, подсолнечное масло, сахар, питьевую воду.
Похожую историю можно было увидеть и в других супермаркетах. «Ажиотажный спрос наблюдался на товары бакалейной группы — макароны, крупы, и молочные продукты», — говорит операционный директор сети Новус Алексей Панасенко.
В крупнейшей украинской сети АТБ также разбирали товары так называемой социальной группы: крупы, сахар, макароны, масло растительное, рыбные и мясные консервы.
По информации пресс-службы группы компаний Фоззи (сети Сильпо, Fozzy, Фора) панических закупок в магазинах сети не наблюдалось. «Магазины работают в штатном режиме, товары доступны в достаточном количестве. Пустых полок нет, и мы работаем, чтобы всем всего хватало», — ответили в пресс-службе ритейлера на запрос LIGA.net.
Средств защиты меньше
Из непродовольственных товаров особым спросом пользуются дезинфекторы и маски, отмечают в торговых сетях. Стремительный рост начался с 3 марта, когда была обнародована информация о первом зафиксирован случае коронавируса в Украине.
«Активно покупают антисептики, средства индивидуальной защиты и бумажную продукцию», — рассказывает Алексей Панасенко из Новуса. В сетях Метро и АТБ также отмечают рост продаж бытовой химии и защитных средств.
В сети гипермаркетов Эпицентр наблюдают ажиотажный спрос на любые дезинфекторы и антисептики, сообщили LIGA.net в пресс-службе компании. Их раскупают сразу, как только они появляются на полках ТЦ. «Особых остатков этой продукции нет ни у кого из ритейлеров. Даже производители этой продукции сейчас работают «с колес», предпочитая клиентов, которые готовы вносить предоплату», — отметили в пресс-службе Эпицентра.
О росте спроса на средства уборки для дома и дезинфицирующие средства сообщили и в сети ЕВА.
Читайте также: Карантин обвалил гривню. Будет ли доллар по 30 и как долго продлится паника. Разбор
За панику приходится платить. За последний месяц стремительно выросли закупочные цены на всю продукцию, которая пользуется повышенным спросом, отмечают в Эпицентре.
«Динамика продаж дезинфицирующих средств в сети составляет более 600% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — отметили в пресс-службе сети. Аналогично выросли продажи масок и респираторов.
Вопреки картинкам из соцсетей, а также опыту других стран, дефицита туалетной бумаги в Украине нет, рассказывают ритейлеры.
Читайте также: Экономисты — премьеру: Ситуация ухудшается ежедневно. Что вы можете и должны сделать
Ритейлеры делают запасы
Торговые сети не испытывают и не прогнозируют дефицита основных продовольственных позиций. Но есть нюансы.
В Метро не исключают небольших задержек поставок импортного товара в связи с очередями на таможенно-пограничных пунктах из-за дополнительной проверкой всех водителей грузового транспорт. «Однако пока товарный запас в Mетро является достаточным для обеспечения всех потребностей наших клиентов», — говорит она.
«Дефицит наблюдается по некоторым товарам, которые мы импортируем из Италии», — признается Алексей Панасенко из Новуса. Его перекрывают аналогичным товаром других производителей.
Дефицита товаров непродовольственной группы — туалетной бумаги, дезинфицирующих средств и средств для уборки дома — также не будет, обещают в сетях ЕВА и Эпицентр.
В Эпицентре с конца февраля увеличили заказ у производителей продукции повышенного спроса, сообщили в пресс-службе компании. «Средства дезинфекции изготавливают для нашей сети на четырех украинских предприятиях. Однако они сейчас испытывают определенную нехватку комплектующих и мелкой тары (банок, крышек), из-за чего возникают задержки с поставкой», — признаются в сети.
Читайте также: Жизнь без Apple и Xiaomi. Как коронавирус повлиял на поставки товаров из Китая в Украину
Ситуация с производством медицинских масок сложнее. «Львиная доля медицинских масок, которые продавались в Украине в последние годы, — китайского производства. С началом обострения ситуации с коронавируса в Китае импортеры не только полностью прекратили поставлять нам эту продукцию, но и предложили в конце января выкупить у нас медицинские маски, отправленные нам ранее», — отметили в Эпицентре.
Сейчас, по данным ритейлера, в Украине оперативно налаживается производство данной продукции. Но закупочные цены на медицинские маски, так же как и на средства дезинфекции быстро выросли с начала года, отмечают в сети.
Еще по теме